Надзор за исполнением водного законодательства является одним из приоритетных направлений Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры на протяжении ряда лет. Значимость указанного направления надзора заключается в том, что от качества воды в водных объектах зависит здоровье граждан, сохранность водных ресурсов.
Одной из основных причин загрязнения поверхностных водных объектов, многие из которых являются источниками питьевого водоснабжения, является сброс неочищенных и недостаточно очищенных хозяйственно — бытовых сточных вод.
В целом по региону (все бассейны) сбрасывают сточные воды 155 предприятий в количестве 446,76 млн.куб.м. На территории, поднадзорной прокуратуре, сброс сточных вод без очистки осуществляют 17 предприятий,сброс недостаточно очищенных сточных вод — 87. В 2014 году общий объем сброса в водные объекты Верхневолжского бассейнового округа составил 357,16 млн.куб.м., из которых 278,62 — нормативно чистые, 29,57 -очищенные, 46,8 — загрязненные; 1,3 — без очистки. При этом необходимо отметить, что в сравнении с 2013 годом произошло уменьшение объема сбросов недостаточно очищенных сточных вод с 50,45 млн. мЗ. до 46,8 млн. мЗ.; и не очищенных сточных вод с 1,5 млн. мЗ. до 1,3 млн. мЗ. Указанная положительная динамика обусловлена работой, проводимой хозяйствующими субъектами по нормативной очистке сбрасываемых сточных вод, в том числе по искам прокурора.
Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в настоящий момент приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования ко всем водопользователям, осуществляющим сброс сточных вод без очистки и недостаточно очищенных сточных вод.
Только за истекший период 2015 года прокуратурой проведены проверки соблюдения законодательства, регулирующего сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты, в отношении 9 предприятий, во всех выявлены нарушения, 8 виновных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Всего внесено 9 представлений об устранении нарушений закона, в суд направлено и удовлетворено 7 исковых заявлений о возложении обязанности по обеспечению нормативной очистки сбрасываемых сточных вод и разработке, согласованию разрешительной документации в сфере водоотведения, по постановлению прокурора 17 виновных лиц привлечены к административной ответственности.
Одним из важнейших условий укрепления законности в сфере экологии, в том числе и в сфере водопользования, является обеспечение единого правового пространства.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 мая 2008 года №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» на Череповецкую межрайонную природоохранную прокуратуру возложен надзор за соответствием законам издаваемых органами местного самоуправления правовых актов по вопросам окружающей среды и природопользования.
Вместе с тем, практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что органами местного самоуправления в указанной сфере не в полной мере осуществляется нормативно-правовое регулирование возложенных на них полномочий.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации» №73-Ф3 от 03.06.2006 г. земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений.
Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения.
Таким образом, земельные участки, на которых расположен пруд, обводненный карьер, как и сами водные объекты (как принадлежность земельных участков), являются собственностью поселения, распоряжение которыми осуществляется администрацией соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами, осуществление мер по охране таких водных объектов
Согласно п. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется органами местного самоуправления.
Однако, администрациями муниципальных образований, расположенных на территории поднадзорной Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуре, не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок выдачи решений о предоставлении таких водных объектов в пользование, а также заключение договоров на пользование водными объектами.
Выявленный правовой пробел в муниципальном нормотворчестве, связанный с реализацией полномочий органов местного самоуправления, установленных водным законодательством РФ, по выдаче решений, а также по заключению договоров о предоставлении водных объектов в пользование, препятствует реализации законных прав граждан на пользование водными объектами, расположенными на землях поселений.
О состоянии законности в сфере водопользования
13.01.2016 by